Режим наложения «Умножение»
Режим наложения «Умножение»
Сложность урока: Легкий
В прошлом уроке мы узнали, что каждый из режимов наложения слоев, за исключением режимов «Нормальный» и «Затухание», принадлежит к одной из пяти групп (режимы затемнения, осветления, контраста, сравнения и компонентные режимы), и каждая группа отвечает за определенный результат применения режима или за определенный эффект.
Первая группа, группа режимов затемнения, состоит из режимов «Затемнение» (Darken), «Умножение» (Multiply), «Затемнение основы» (Color Burn) и «Линейный затемнитель» (Linear Burn). Каждый из этих режимов в определенной степени затемняет изображение – режим «Затемнение» - в наименьшей степени, в то время как режимы «Затемнение основы» и «Линейный затемнитель» - в наибольшей.
Тем не менее, один режим заметно отличается от остальных режимов затемнения – и это режим «Умножение» (Multiply). Он является одним из наиболее важных и широко используемых режимов программы Фотошоп как при обработке фотографий, так и при создании невероятных спецэффектов. Этот режим наложения уникален тем, что он один назван по имени математической операции, которая фактически происходит в программе, когда мы выбираем этот режим. Программа Фотошоп берет цвета слоя, к которому применяется режим наложения «Умножение», и умножает их на цвета нижележащего слоя, а затем делит на 255 для получения требуемого результата.
Конечно, вам не обязательно хорошо разбираться в математике, чтобы применять режимы наложения. Большинство людей проводят аналогию с работой диапроектора, когда говорят о работе режима наложения «Умножение». Представьте, что у вас есть слайды с фотографиями, и вы держите два слайда перед собой один над одним так, чтобы через них падал свет. Поскольку свет должен пройти через два слайда, а не через один, получившееся изображение станет темнее.
Давайте рассмотрим на несложном примере, как работает режим наложения «Умножение». Я создал новый документ с достаточно простым рисунком, используя два слоя. Весь слой заднего фона я залил голубым цветом, а на вышележащий слой я добавил горизонтальную черно-белую градиентную заливку и три квадрата. Левый квадрат я залил черным цветом, правый – белым, а центральный квадрат - 50%-ным серым (иными словами, тем оттенком серого, который расположен точно между черным и белым цветами):

Документ с простым рисунком, состоящим из двух слоев
Если мы посмотрим на панель слоев, то увидим отдельно два слоя – слой заднего фона (Background), залитый голубым цветом, и вышерасположенный слой с градиентной заливкой и квадратами. Обратите внимание, что у слоя под названием «Градиент и квадраты» («Gradient and Squares») в данный момент выбран режим наложения «Нормальный» (Normal):

На панели слоев отражены оба слоя, у верхнего из которых выбран режим наложения «Нормальный»
В настоящее время, мы видим, что градиентная заливка и квадраты закрывают голубой фон заднего слоя, потому что у слоя «Градиент и квадраты» установлен режим наложения «Нормальный». Это и предполагалось изначально увидеть. Когда же мы поменяем режим наложения на «Умножение», картинка изменится. Белые области на слое полностью исчезнут из вида, в то время как все остальное станет темнее. Единственное исключение составляют черные области – они и останутся черными, так как невозможно сделать темнее черный цвет. Таким образом, все белое исчезнет, все черное останется черным, а все остальное станет темнее.
Давайте посмотрим, что произойдет с нашим рисунком, когда я поменяю режим наложения слоя «Градиент и квадраты» с «Нормального» на «Умножение». Исходя из того, что я говорил раньше, белый квадрат справа наряду с белой частью градиентной заливки должны полностью исчезнуть. Черный квадрат слева справа наряду с черной частью градиентной заливки должны остаться черными. Серый квадрат и остальная область градиентной заливки должны смешаться с голубым цветом под ними и стать темнее. Итак, начнем. Сначала, я изменю режим наложения слоя «Градиент и квадраты» на «Умножение»:

Меняем режим наложения слоя «Градиент и квадраты» на «Умножение»
А теперь, если мы посмотрим на наш рисунок, то сможем убедиться, что всё изменилось так, как мы и предполагали. Белый квадрат и белая часть градиентной заливки перестали быть видимыми, черный квадрат и черная часть градиентной заливки не изменились, а серый квадрат, как и оставшаяся часть градиента смешались с голубым цветом под ними и стали темнее:

Документ после изменения режима наложения слоя «Градиент и квадраты» на «Умножение»
Применение режима наложения «Умножение» в реальной жизни
В процессе ретуши и реставрации фотографий одна из наиболее часто применяемых задач для режима наложения «Умножение» - придание четкости снимкам, которые со временем выцвели и поблекли. Ниже представлена старинная фотография, которой мы могли бы помочь. Четкие тени поблекли и приобрели легкий серый оттенок, из-за чего снизилась не только общая контрастность снимка, но и потерялись мелкие детали:

Старинная фотография, выцветшая со временем
Я собираюсь добавить корректирующий слой в документ с фотографией, нажав на значок «Новый корректирующий слой» (New Adjustment Layer) в нижней части панели слоев и выбрав из списка появившихся корректирующих слоев «Уровни» (Levels):

Нажмите на значок «Новый корректирующий слой» и выберите пункт «Уровни» из появившегося списка
Когда появится диалоговое окно параметра «Уровни», я просто нажму ОК в правом верхнем углу окна, чтобы его закрыть, поскольку нет необходимости вносить какие-то изменения. Все, что нам требуется, - это сам корректирующий слой:

Нажмите ОК, чтобы выйти из диалогового окна параметра «Уровни»
Теперь мы можем увидеть на панели слоев, что мое исходное выцветшее изображение располагается на слое заднего фона (Background), а корректирующий слой «Уровни» (Levels) добавлен над ним. По умолчанию, у корректирующего слоя установлен режим наложения «Нормальный» (Normal):

На панели слоев видно, что корректирующий слой «Уровни» с режимом наложения «Нормальный» расположен над исходным снимком, который в свою очередь размещен на слое заднего фона
До сих пор на нашем снимке ничего не поменялось, поскольку всё, что я сделал – просто добавил корректирующий слой, ничего не изменив в его настройках в диалоговом окне. Мое изображение все еще выглядит выцветшим, каким оно и было до добавления нового слоя. Но давайте посмотрим, что произойдет, когда я поменяю режим наложения корректирующего слоя «Уровни» на «Умножение» (Multiply):

Меняем режим наложения корректирующего слоя «Уровни» на «Умножение»
Всего лишь добавив новый корректирующий слой «Уровни» и поменяв его режим наложения с «Нормального» на «Умножение», я сделал тени на снимке более четкими и темными, усилил общий контраст изображения и восстановил детали:

После установки режима наложения «Умножение» на корректирующем слое тени и детали на старинной фотографии стали четче.
Если я захочу сделать изображение еще темнее, я просто продублирую корректирующий слой «Уровни» (нажав сочетание клавиш Ctrl+J/Command+J). В итоге, у меня будет два корректирующих слоя «Уровни» с выбранным режимом наложения «Умножение», которые будут располагаться над слоем заднего фона на панели слоев:

На панели слоев видно, что и у исходного слоя «Уровни», и у его копии выбран режим наложения «Умножение»
К сожалению, это действие привело к тому, что все изображение стало слишком темным:

После создания копии корректирующего слоя «Уровни» все изображение стало слишком темным
Для достижения требуемой степени затемнения всё, что требуется, - понизить непрозрачность (opacity) нового корректирующего слоя. Я уменьшу непрозрачность слоя до 50%:

На панели слоев до сих пор отражены два корректирующих слоя «Уровни» с режимом наложения «Умножение»
А вот как выглядит изображение после уменьшения непрозрачности второго корректирующего слоя для того, чтобы сделать снимок чуть светлее:

Тени и детали на изображении теперь восстановлены в полной мере
Вы можете использовать эту же технику, чтобы сделать темнее пересвеченную фотографию и восстановить на ней детали. Просто добавьте корректирующий слой «Уровни» и измените его режим наложения на «Умножение». Если необходимо усилить эффект затемнения, создайте копию корректирующего слоя. Для достижения требуемой степени затемнения уменьшите непрозрачность корректирующего слоя.
До сих пор мы с вами изучали, как работает режим наложения «Умножение», относящийся к группе режимов затемнения, при редактировании изображений для придания резкости выцветшим снимкам. Также я упомянул, что этот режим можно использовать для работы с пересвеченными фотографиями. Но это только два примера того, как полезен и значителен этот режим и почему он входит в пятерку режимов наложения, которые надо знать при изучении Фотошоп.
Единственный недостаток, который остался у нашей фотографии, несмотря на усиление теней – это то, что она кажется недостаточно выразительной в плане освещенности. Весь снимок теперь стал темнее, чем он был изначально, и его можно немного осветлить, добавив блики. Эта задача подводит нас к необходимости изучения второго режима наложения, который необходимо знать - «Экран» (Screen). Его мы рассмотрим в следующем уроке!
Автор: Стив Паттерсон
Перевод: Ксения Руденко
Источник: photoshopessentials.com
Комментарии 14
Спасибо за перевод, отличный урок! Здорово было бы прочитать продолжение.
Почему у меня в этой статье нет фотографий?
спасибо!!!
Спасибо.
Спасибо за урок.
Спасибо
Спасибо за урок))
Спасибо. Все просто
Спасибо за науку.
Спасибо за урок
Очень интересно.
Большое спасибО!!!
Спасибо.
спасибо за урок!