Как начать брать коммерческие заказы и не бояться?
Исповедь начинающего иллюстратора, который всего год назад начал изучать диджитал-рисование, а теперь берет коммерческие заказы!
Предыстория
Всем начинающим художникам большой привет! Я Анастасия Шаган, диджитал-художник и иллюстратор. Но лишь сейчас я так смело говорю эти заветные сердцу фразы. Когда я начинала рисовать, мне художником-то стыдно было себя назвать, все думала: «Где я, 28-летняя тетя, а где художники, которые 10 лет учатся в разных умных институтах и академиях». Мне казалось, чтобы стать художником, а тем более зарабатывать на этом, нужны связи и тысячи часов практики. Но оказалось, что у страха глаза велики! И я решила рискнуть и последовать зову сердца, которое усердно вело меня к мечте детства: рисованию!
Рисованию я начала учиться с «традишки», то есть в 28 лет записалась в художественную школу для взрослых, где мы 2 года осваивали базу. Параллельно с обучением в школе я проходила разные онлайн-курсы по рисованию, но все стороной обходила диджитал-рисование. Мне оно казалось холодным, скучным и сложным.

Никогда не говори никогда
Но волею судьбы в 2020-м году весной увидела объявление о наборе в группу по диджитал-иллюстрации на сайте Фотошоп-мастера (сейчас Creativo). Работы учителя Инны Гревцевой меня заворожили, я впервые увидела, что диджитал может быть теплым, уютным и привлекательным. И идея того, что я смогу рисовать в цифре и работать для заказчиков по всей стране, не выходя из дома, меня привлекла. И я подумала: «Чем черт не шутит, акварель пробовала, другие материалы пробовала, и это попробую». И неожиданно втянулась. Первый мой планшет был самый простенький Genius, но ведь дело в наших золотых руках, а не навороченной технике. Итак, я начала учиться и открыла для себя целый мир! И влюбилась! Первые мои рисунки были кривоватенькие, перо планшета не хотело со мной дружить, но постепенно я набила руку и все пошло в гору!

Кто ищет, тот найдет
Курс меня безумно прокачал, но в то же время и опустил на землю. Я выяснила, что из-за пробелов в анатомии, мне тяжело рисовать людей, тяжело давались позы в динамике, первую свою работу в движении рисовала аж 2 недели. Еще плохо получалось рисовать волосы, повороты головы, руки…. И тут я практически опустила руки…Но мне вовремя попался совет одного из иллюстраторов: «Не ной, пока не перелопатишь все, что возможно по твоей теме, книги, видеоуроки и только тогда говори, что сдаешься и у тебя не получается».
А действительно: сколько книг я прочла по анатомии? Сколько видео посмотрела… И мне стало стыдно, ведь я совсем чуть-чуть попробовала, не получалось и я забрасывала. Я тут я так здорово разозлилась на себя, что появились новые силы и я решила не отступать, пока не получится!



Выпишите свои проблемы
И я составила список своих болей. Их оказалось немало: руки, ноги, стопы, пальцы рук, торс, повороты головы, рисование одежды, обуви, волос… И я разбила все по дням: 10-14 дней изучаю одно и практикую, потом потихоньку перехожу к следующей теме. И на этот раз я искала информацию сразу в нескольких источниках, совмещала знания, находила то, что подходит по восприятию именно мне и дело пошло! Боже, храни интернет: в Гугл, Яндексе и на Ютуб есть все! Я устраивала себе челленджи: то рисую 50 рук, то 50 ног, то 10 зарисовок портретов в день… И знаете, практика творит чудеса! Параллельно с этим, мне начали поступать первые заказы. Все, что я рисовала, включая учебные рисунки, я публиковала в Инстаграм и в ВК, и там-то и нашел меня первый заказчик.

Первый раз, он страшный самый
Признаюсь, я уже делала заказы по рисованию, они были в акварели. И так как я была уверена в этом материале, то рисовала спокойнее. Но когда я перешла в диджитал, брать заказ было очень страшно. Первому заказчику я боялась отвечать несколько дней, печатала дрожащими пальцами. Ведь у меня было так мало опыта! А вдруг я напортачу и все испорчу! Но потом подумала: «Если он выбрал именно меня, он видел мое портфолио, значит его устраивает мой уровень и творчество». Я буду по максимуму стараться и если вдруг выйдет страшно, то просто верну предоплату. И в итоге я нарисовала диджитал-портрет, ему понравилось, и я заработала свои первые деньги на диджитале!
Вывод! На самом деле то, каким мы видим для себя идеальный уровень, и то, что нужно заказчику – это разные вещи. Мы часто не ценим то, что уже умеем, нам все кажется, что рисуем криво, мы не доросли, а люди пишут нам добрые слова исключительно из жалости…. Но ребята, давайте не будем решать за других людей, а тем более заказчиков! Если вам пишет заказчик, то Вы уже ему понравились и ему глубоко параллельно на ваших внутренних тараканов, ему нужен только хороший результат!
Серии иллюстраций
Я продолжала учиться диджитал, пробовала разных учителей, стили. Параллельно брала единичные заказы: в основном, портреты. И тут летом мне впервые прилетел заказ по рисованию иллюстраций для книги стилиста. Нужно было сделать целых 9 иллюстраций! Я была в шоке. Это был новый уровень сложности, но в то же время безумно интересно. Чтобы снизить планку страха, и так как я делала серию впервые, то я поставила низкую цену в 500 рублей-картинка, и мы начали работать. Рисовать фэшн-иллюстрации мне очень понравилось, так как рисовать красивых девушек всегда безумно приятно. Заказчица была очень довольна, а у меня пропал страх делать серии работ, и я поняла, что продешевила с ценами: т.к. времени ушло очень много. Но я не жалею, главное, я поняла, что выгодно брать серийные заказы и смело повышать цены. На сегодня у меня 3 серии, выполненные на заказ: портреты собак, иллюстрации для деревянных пазлов и рисунки для книги стилиста. Могла ли я год назад подумать, что буду рисовать целые серии и их будут покупать? Конечно, нет! Кстати, последующие серии я выполняла уже дороже, по схеме, приведённой ниже.



Установка цен
Многих волнует этот вопрос, да и меня волновал. 100 р, 5000 р за иллюстрацию? Как же рассчитать стоимость работы?! Мне больше всего подошел метод «цена/час работы». В этом поможет ежедневник или просто папочка с листами а4, где Вы будете каждый день записывать время, ушедшее на работу, включая поиск референсов! И выяснилось, что, например, на портрет уходит часов 8-16. Затем я взяла среднюю зарплату по Казани, разделила на трудодни при работе 8 часов в будни, получилось, примерно 300 рублей в час. Я также помониторила художников-конкурентов примерно моего уровня, они часто выкладывают свой прайс, и определилась с своей ценой. Портреты я сейчас рисую, стартуя с 2400 рублей (8 часов X 300 рублей). Эта сумма мне комфортна, при условии, что я продолжающий уровень, конечно, профессионалы берут и дороже. Вы можете рассчитать свои цены, только не забывайте адекватно оценивать свой уровень рисования, не завышая и не принижая его.

Учитесь себя продавать
За этот год мне пришло важное осознание. Помимо повышения уровня рисования важно прокачивать уровень самопрезентации. С весны прошлого года я начала активно вести Инстаграм, ставила нужные теги. С соцсетей кстати ко мне и пришли почти все мои заказы. Я начала более активно общаться с людьми, постепенно заработало сарафанное радио. Это-то и привело к появлению заказчиков! Я часто с грустью смотрю на портфолио художников, которые рисуют в разы лучше меня, но их практически не покупают. Потому что на самом деле помимо картинки человек покупает ваш образ, общение, приятный сервис. И зачастую умение правильно себя подать очень сильно влияет на выбор именно вас в качестве исполнителя! Вы можете сколько угодно быть глубоким человеком и интересной личностью, но, если вы это не показываете, об этом так никто и не узнает!
Лайфхаки
- Обязательно ведите Инстаграм и ставьте теги по вашей теме и городу. Несколько заказов прилетели ко мне по тегам #художникКазань #иллюстраторКазань
-Активно общайтесь с единомышленниками по рисованию. Вместе мы сильнее, да и кто нас лучше поймет, чем человек из нашей сферы с такими же заботами и проблемами. Есть с кем посоветоваться, да и душу излить если что.
-Создавайте серии работ в одном стиле и идее. Так вы покажете заказчику, что вы можете создавать не только единичные иллюстрации, но и целый поток работ в одной тематике. Кстати, часто слышу от коллег, как выкупают уже готовые серии работ.
-Изучайте не только тему рисования, но и тему продвижения. Сейчас много уроков, мастер-классов по началу продаж для творческих, видео, статей и даже курсов! Самореклама еще никому не помешала!
Ну и немного моих портретов напоследок!

Желаю вам успехов и верьте своему горящему сердцу, а не ворчащему практичному мозгу!
Комментарии 33
Вдохновляюще! Спасибо за статью))
Спасибо, Анастасия, за то, что поделились Вашим опытом. Я тоже новичок, но в направлении графического дизайна. Поначалу кажется, что так много не знаешь, что даже руки опускаются. Спасибо, что поделились своим порядком в оттачивании навыков. Взяла на вооружение))) Успехов Вам!
Спасибо, что поделились информацией!
Спасибо! Отличная статья, много полезного для себя узнала и ооочень вдохновилась)
Nadya_dizayner, рада помочь, Надежда!
Очень вдохновляющая история! Спасибо что делитесь) Успехов вам^^
Про умение себя продавать - это особенно понравилось в Вашем посте, наверное, потому, что как раз сейчас (да и всегда) это немного больная для меня тема. Общаясь всегда только на тематических форумах по хобби-тематиках с такими же как сам (первые, да и пока единственные заказы пришли как раз оттуда - от камрадов), но никогда не ведя каких-либо соц-сетей - теперь трудно поначалу наладить и осознать алгоритмы, работающие внутри них. Но без этого, видимо, действительно никуда не деться - будем навёрстывать
Привет) Настя, спасибо за статью, очень интересно и полезно. Ты большая умница! У тебя мощная сила воли, так упорно идти навстречу своим целям и добиваться их!) Твой пример невероятно вдохновляющий и мотивирующий.
Уверена, тебя ждут большие успехи. Удачи!)
Ana Rabana, спасибо, мой верный и учитель, и друг
!!!! Свыше мне посылают своих помощников: и людей. и уроки, и обстоятельства, чтобы вместе достигать мечт и целей!
Спасибо за пост! Тоже всегда всем говорю - главное практика! Чем больше рисуешь - тем лучше у тебя получается!
И спасибо большое за алгоритм подсчета цены. Не все делятся, сколько они берут за ту или иную работу. А когда тебя спрашивают, то ты только разводишь руками, потому что не знаешь...
А как вы общаетесь с заказчиками? У вас есть какой-то список вопросов, который вы задаете?
Очень полезный пост! Спасибо!
Волкова, Вам спасибо, что прочитали!!))
О боги, 50 рук, 50 глаз... - надо как-нибудь попробовать)))
Про макияж понравилось - так и краситься можно научиться)))
Мне кажется, Анастасия, у вас очень системный подход к обучению, вы явно можете упаковать свой опыт в курс.
"На самом деле то, каким мы видим для себя идеальный уровень, и то, что нужно заказчику – это разные вещи" - золотые слова!)))
Про ценообразование это вообще очень важный пункт, цена должна быть обоснованной, а не выдуманной на ходу, тогда комфортнее самому, и есть, что ответить, если будут вопросы по цене.
В общем, интересный и полезный пост, спасибо!
СЛМ, конечно, попробуйте, чем больше практики, тем лучше) периодически и меня саму останавливает гордыня и страхи, но судьба и жизнь, обычно дают волшебный пинок и все налаживается)) благодарю Вас за добрые слова! возможно когда-нибудь)) пока я выпустила всего 1 урок по Доберману, так что это мой маленький шаг вперед! рада быть полезной! успехов в рисовании!!!
Настя, спасибо большое за ценные советы))) Твои работы- солнечные, добрые, яркие, их хочется рассматривать- они не оставят равнодушным))) Ты - большая молодец, горжусь тобой и радуюсь каждой новой работе ))) А у меня- те же проблемы- и страхи... - как под копирку))) Казалось бы- такой путь уже пройден, рисую столько лет- и вот...)))
очень интересно ,спасибо что поделились своим опытом, вы большая молодец))
Apple P, благодарю Вас, яблочко))